Среда
20.09.2017
03:21
Форма входа
Категории раздела
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ [32]
В творчестве Е. Воробьевой отдельная тема посвящена философскому и психологическому переосмыслению личности и творчества Владимира Высоцкого. Многие ее произведения являются откликом или отражением его гениальных строк.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ [2]
В данном разделе представлена поэма "Отец и сын". Всего лишь взгляд на последнюю встречу Петра I и цесаревича Алексея.
Сказки [6]
Зарисовки [7]
ЛЕТОПИСИ АРВАНДЫ [10]
НИККОЛО ПАГАНИНИ [2]
В данном разделе будет помещен текст поэмы-повести, которая может быть основой рок-оперы: "Сожженная дорога Никколо Паганини"
СЕРЫЙ КРЕСТ [2]
ЭЛЬФЫ МЕГАПОЛИСА [1]
ЛОВЕЦ ДУШ [1]
ВЫБОР ЧАРОДЕЯ [1]
МИРУ ОТДАННЫЙ ТАЛАНТ [1]
ПАМЯТЬ ДУШИ [1]
Произведения друзей [1]
ВРЕМЕНА ЖИЗНИ [2]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей

Произведения автора

Главная » 2009 » Сентябрь » 24 » Отец и сын
13:44
Отец и сын

Поэма Е. Воробьевой "Отец и сын" была издана в 2008 г. (входит в сборник автора "Мосты через вечность")
 
1. ОТЕЦ. Думы

В палатах царских тишина, никто приказа не нарушит –
Сегодня ночью не до сна, лишь страх окутывает души…
Сейчас решается судьба предателя царя и веры…
Жизнь или смерть… Судьбу врага решит отец его – Петр Первый!
В кругу оплавленных свечей он у стола сидит в молчанье,
Во тьме услышав эхо дней того нелепого венчанья…

Как только в возраст он вошел, мать выбрала ему невесту –
Петр молод был, красив, умен… А в остальном – лихой повеса.
Да, Слобода его влекла – но кто виновен, что ум ясный
Хотел великие дела свершить во благо дней прекрасных…
Там, в Слободе, Лефорт учил его наукам разуменью –
К тому же, Франц был очень мил, и развлекал Петра весельем.

А в теремах? Боярский гнет, и сонная, седая скука –
Их темный разум не поймет, что миру может дать наука.
А в Слободе – ученый люд, лаборатория Лефорта…
Изысканность балов и блюд среди немецкого комфорта.
Там молодая кровь царя кипела, как вино играла –
Там, как вечерняя заря, всегда его встречала Анна…

Поэтому царица-мать боялась за его натуру,
Мечтая от него убрать всю ненавистную немчуру.
Но, зная его резкий нрав, она не возражала сыну,
И в поддержанье его прав, смиряла древнюю трясину…
На недовольный гул бояр мать неизменно отвечала,
Что у Петра державный дар – он станет новых дней началом.

Но между тем, она сама остепенить его хотела –
Пускай Петра хранит жена для государственного дела.
Царица-мать нашла ему невесту знатнейшего рода –
Красавицу Лопухину, на радость русскому народу.
Петр согласился на обряд, чтоб силу обрести на царстве –
Хотя жениться был не рад, шел под венец он ради власти.

Обряд он еле пережил, был раздражен и раздосован,
От скуки был почти без сил под сводом терема родного.
Он Евдокию не любил – она была хоть и красива,
Но не умна… Петра бесил простой царицы образ милый.
Она не понимала дел, что он задумал для России,
Свершений всех, что он хотел… Лишь дома быть его просила.

Потом родился Алексей… И Петр любил его и верил,
Что дело его жизни всей продолжит сын, если сумеет.
Он не учел тогда, что сын среди боярских пыльных сводов,
Средь темных баб воспитан был, и нравом – в матери породу.
Петр занят был в трудах своих, он дома появлялся редко –
Жена их сына от чужих оберегала, как наседка.

Но вот, царица-мать слегла, вернулся Петр из дальних странствий –
Он мать свою любил всегда, к жене был также безучастен.
И только после похорон он с Евдокией объяснился –
Был глупой фразой разъярен, и в монастырь сослал молиться…
Царевича из рук бояр он вырвал своей волей грозной –
Его сестре своей отдал, но, вероятно, было поздно…

Была Наталья и умна, и образованна примерно –
Племянника почти без сна она воспитывала верно.
Да, Алексей учиться стал, и иноземные науки
Он постепенно постигал… Но… мать тянула к сыну руки…
Насильный постриг стал концом цветенья, молодости, жизни –
Расставшись с царственным венцом, она лишь гасла в темной ризне.

И мысль о сыне ей была не только болью расставанья –
Ей снился в темноте ночей момент конца ее изгнанья.
Царевич помнил все года ее печальный, нежный образ –
В часы забвенья иногда он материнский слышал голос.
Росла в нем ненависть к отцу, но прятал он ее под маской –
И тягу к царскому венцу всегда скрывал сыновней лаской.
Но как же он решиться мог, пойти на сговор с вражьей силой –
Пойти на подкуп, на подлог, предать отца, предать Россию?!

… Сейчас царь в темноту глядит, и взгляд его тяжел и горек,
Но непреклонен Петра вид – решить он должен сына долю…
Петр встал и подошел к окну… Подумал, в замысел не веря,
Осуществить мечту одну – еще увидеть Алексея…

2. СЫН. Сомнения

Здесь, в подземелье, слепит мрак… Видны расплывчатые тени –
Теперь понятно, отец враг! Он сына бросил на колени…
Пусть даже сын предал его – но он ведь кровь его родная,
Отец же сделанное зло забыть бы мог, за все прощая…
Царевич Алексей… Теперь себе он оправданья ищет…
Когда закрылась эта дверь, слова пусты, глупы, излишни.

Но Алексей все до сих пор себя не видит виноватым –
Не тронет совести укор души, отравленной когда-то.
Он с детских лет привык скрывать все чувства от отца с улыбкой –
В душе любя лишь только мать, храня навеки образ зыбкий.
Он даже думать не хотел о тех великих совершеньях,
Что провести отец успел – он думал о своих лишеньях.

За мать обида навсегда накрыла жизнь его капканом,
Ни годы, ветры, ни вода не исцелили детства раны.
Отца он обвинил во всем, и даже в жизни непутевой
Виновным был лишь только он – в любой ошибке бестолковой.
Как смел он с девкой слободской крутить амуры пред народом?!
А мать монашеский убор носила, не снимая, годы…

Пусть поплатился он потом, когда узнал о злой измене…
Царевич вновь услышал стон – увидел мать и сумрак кельи…
Он убедил давно себя, что был отцу совсем не нужен,
И жил о матери скорбя, о жребии, что им был сужден.
Все наставления Петра он принимать не собирался,
Он видел в нем всегда врага, и не любил, а лишь боялся.

Отец жениться разрешил… Принцесса нежная – Шарлотта
Недолго с ним была… и сын был вверен дедовым заботам.
Но как отец мог допустить, простой немецкой девке пленной
Царицею своею быть… А мать? Вот образ незабвенный!
Вся жизнь его – невнятный ком сплетенных, спутанных несчастий,
Где стянуты одним узлом чужие беды и напасти.

И даже сын его родной, Петруша, вскоре позабудет
Отца и мать… Какой ценой царевич сердца жар остудит?!
Как получилось, что попал он в иноземную интригу?
Да, Алексей, конечно, знал – но шел совсем к другому мигу…
Он видел час звезды своей - когда в парче и блеске злата,
Воссядет он на трон царей, чтоб править всей страной богатой.

Как поквитается сполна со всеми злейшими врагами,
Как будет месть его сильна всем тем, кто мать топтал ногами…
Он видел на главе венец… А в глубине сознанья билась
Тень мысли – а его отец?... Но … как?... Тень дальше уносилась…
И все же цесаревич знал, но не хотел в душе помыслить,
Что может лишь один финал путь на престол ему расчистить…

Но ведь ему твердили все, что даже люд давно мечтает,
Чтоб Алексей на троне сел… И мать скорбит и ждет в печали…
… От этих мыслей голова его давно уже клонилась,
А все ненужные слова в висках кровавым пульсом бились.
Но вот, в молчанье тишины вдруг раздались шаги глухие…
Взметнулись тени у стены, сокрыв во тьме глаза слепые.
Дверь приоткрылась, тусклый свет проник во мрак и растворился…
Царевич глянул… Боже, нет… Отец здесь, с ним! Пришел проститься?...


3. ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

Петр вновь и вновь смотрел в глаза наследника… Найти пытаясь
Черты, что истребить нельзя, но тщетно… Сердце гулко сжалось.
И мысли понеслись волной: «Ведь сын же… Боже, разве можно…
Он плоть и кровь моя, он – мой! Он просто был неосторожен…»
Царевич понял, что сейчас отец уже готов поддаться…
И вновь ловил взгляд жестких глаз, стараясь искренним казаться.

И Петр сказал: «Алеша, сын! Бог видит, как мне тяжко это –
Ты у меня всего один, я жду лишь твоего ответа…
Мне жаль, что мы с тобой давно, почти всегда, чужими были,
А общее, что нам дано, ветра непониманья сбили…
Еще не поздно, может быть, мы сможем понимать друг друга,
Чтоб не прервать нам рода нить, узлом, завязанную туго…
Я много сделал для страны, но многое еще осталось –
Дела мои не решены,а на пороге стоит старость.
Ты мой наследник, я хотел отдать тебе свои прожекты –
Все, что я сделать не успел… Чтоб ты хранил мои заветы.
Подумай, сын, моя страна поднимет голову над миром!
Какая гордость суждена когда-нибудь моей России!

Ведь я пытался научить тебя всему, что сам умею –
Но ты иначе хотел жить, я и сейчас не разумею…
Алеша, посмотри вокруг, боярский дух Россией правил,
Их вековой, седой испуг – а я смириться их заставил.
Я не хочу России зла – и иноземная личина
Не скроет мощь, какой должна гордиться новая Россия!
Я лишь хочу, чтоб понял ты – я взял все лучшее, что было…
Мой сын – прими мои мечты, и воплоти их с новой силой!»

Петр замолчал, и Алексей заговорил, на крик срываясь:
«Я не хочу твоих идей, и не пойму, как ни стараюсь…
Ты поломал российский люд, нарушил древние законы –
Принес на Русь ты пьянство, блуд, пускай твой хлеб клюют вороны!
Ты матери моей сгубил всю молодость, что безвозвратно
Ушла … А сам привольно жил и время проводил приятно.
Древнейшие роды бояр лишал достоинства и чина,
Ты думаешь, никто не знал, в чем скрыта первая причина?!
Отравлен ты был с юных лет Немецкой Слободой проклятой –
И сколько натерпелся бед народ Руси, тобой распятый!»

Царевич перешел на визг… А Петр все смотрел, не веря,
В его лицо, на капли брызг, что с губ срывались в это время.
Вплотную к сыну подошел, сказал, уже гнев не скрывая:
«Ты сам до этого дошел, или бояре подсказали?!
Что, до меня не пил народ, не блудодействовал греховно?!
В глухих лесах который год сидела Русь, чудачеств полна…

Я люд работать научил, своим примером, между прочим…
В тебе я вижу чуждый пыл – и ты назвал меня порочным…
Но разве это я мечтал, убив, занять чужое место?
Я видел в власти идеал? И ты мне говоришь о чести?!
Пусть я порою был жесток, но к цели я всегда шел прямо –
И не давал мечты росток забить травою т репьями.
Ты мне не сын – боярский плющ! Наследник приживалок рода –
Пускай Господь, что вездесущ, узрит – ты не моя порода!»

…Царевич сразу пожалел о тех словах, что с губ сорвались,
В злобе сдержаться не сумел… И выл, от страха содрогаясь…
В последний раз отец взглянул на сына, что в припадке бился…
И, отвернувшись, он шагнул за дверь, что с грохотом закрылась…
Категория: ПЕТР ВЕЛИКИЙ | Просмотров: 3739 | Добавил: elenavorobiova | Рейтинг: 2.4/8
Всего комментариев: 291 2 3 »
29  
Да уж, сколько человек. столько и мнений... Я считаю, поэма написана потрясающе и полностью соответствует точке зрения, изложения Толстым и в многочисленных фильмах, а спорить, как было на самом деле просто глупо, нас никого и близко не было, а свидетельства очевидцев никогда однозначно не отражают одно и то же событие, поэтому об исторической достоверности нет смысла говорить. Художественно эта поэма очень гармонична и читается легко.

28  
ух ты... какие страсти разгорелись - этой поэмы нет в книге "Летописи Арванды", к сожалению, но я ее и так в эл.книжку загружу - мне очень понравилась. Я не понимаю, как можно говорить об историченской достоверности вообще, учитывая, что никого из нас там близко не было, кинохронику никто не вел - а все остальное свидетельство людей, которые также видели ситуацию по-разному. Интерпритация Толстого здесь переложена в поэму просто замечательно - очень живы и колоритны образы отца и сына, чувствуется разочарование Петра, а также его стремление доказать Алексею свои взгляды и примириться с ним ради продолжения своих идей.

27  
Здравствуйте, я пришел из энциклопедии Традиция - поэма просто замечательная. обычно стихотфорные формы достаточно нудные и скучные. особенно. если перегруженны "правильностями и изысканностями", а эта поэма читается легко, и как-то сразу втягивает в жизнь героев, очень яркие характеры описаны. А "Летописи Арванды. Легенды спящего города" я уже тоже скачал. благодаря поэме узнал про замечательную книгу. Здесь на сайте эти легенды так красочно оформлены - жаль, не все иллюстрации можно идентифицировать по художнику.

26  
Приветствую всех! Я увидела книгу "Летописи Арванды . Легенды спящего города" в русской библиотеке г. Торонто - я сразу полюбила эти необыкновенные легенды, невозможно остаться равнодушной к такой пронзительной жажде чувст, которая окрашивает немыслимыми красками привычный мир. И я нашла сайт автора - старые вещи, которые здесь размещены привлекают меня не меньше - я убедилась, что ни в одном произведении не повторются сюжетные линии - это каждый раз новый необыкновенный мир. И только одна эта поэма - "Отец и сын", не фэнтези, а исторически-психологическая вещь. Мне она очень понравилась - я люблю историю, и именно такая трактовка отношений Петра и Алексея вызывала у меня понимание. Поэма написана очень живо, и очень интересно было увидеть Петра в минуту слабости - не психоза, а именно слабости - желание в последний раз попробовать примириться с сыном. Спасибо большое автору, буду ждать новых произведений!

25  
Привет, я к вам из Википедии - поэмв просто удивительная, настолько живо и образно написана, я дано не читала поэмы - последнюю это "Дон Жуан" Байрона, долго читала с перерывавми, т.к. она довольно масштабная, много философских отступлений, а также отступлений, касающихся критиков, видимо Байрона они тоже пытались достать.
Поэму "Отец и сын" я прочитала быстрее, т.к. она гораздо меньше - мне было очень интересно, сразу мысленно проводила параллели с фильмами, которые смотрела и книгами, которые читала на эту тему. Мне близка точка зрения автора и импонирует стиль произведения, в общем - я очень довольна, что узнала об этой поэме.
Кстати, я скачала новую книгу - "Летописи Арванды. Легенды спящего города", она есть в библиотеках Либрусек и Буквавед, начала читать - потрясающе, я пока Арванду читатю.
А из старых поэм, на этом сайте, успела прочесть "Миру отданный талант" - круто! В смысле интригующе-романтично, проникновенно написано.

24  
Здравствуйте, я пришел по ссылке из энциклопедии РуДата - хочу поделиться впечатлениями о данной поэме - давно не читал поэтической вещи. которая бы понравилась по-настощему. Поэзия давно приелась, классики надоели, современные (признанные официально) поэты грешат рамочными и формальными строками. которые не оставляют никакого следа в душе. Эта поэма меня зацепила, сюжет давно известный, но очень свежо и ярко переданный. В поэзии для меня главное - образность и живость, иначе я дольше первых двух четверостиший и читать не могу. В этой поэме я нашел все. за что еще вообще люблю поэмы. Так что, спасибо большое автору.

23  
Anna, если уж вы решили зафлудить тему стори-лав Петра и Маши Кантемир, поучите хотя бы матчасть о последних годах жизни Петра1. Мне вот, с точки зрения биологии не ясно, чем гениталии Евдокии Лопухиной отличались от гениталий Скавронской Марты. Но у Петра1 был свой взгляд на этот вопрос) А по поводу пирогов и тортика скажу, что незрелый ананас всегда хуже зрелой смородины.) Если у вас есть что сообщить по поводу Петра и Алексея - вперёд и с песней) Если хотите назвать достоинства поэмы назвать - называйте. Я пока что нахожу в ней сплошные недостатки, как с исторической точки зрения, так и с точки зрения художественной.

22  
Добрый день, я сюда из энциклопедии Традиция - очень интересная поэма, я рада, что прочла ее. Характеры Петра и цесаревича обрисованы ярко и точно. Я люблю историю и художественную литературу на исторические темы - особенно. Правда, во-многих произведениях существуют отступления от исторической правды. Вот например, фильм "Петр Великий. Завещание" - несмотря на блестящую игру актеров (мне только Боярская не нравится, она слишком грубая и наглая - не думаю, что Мария Кантемир была такой, все же она была хорошо воспитана), как уже здесь упоминали - фильм оставляет вопросы - у Петра было много любовниц, все фрейлины Екатерины и другие дамы), вряд ли очередная молодая красавица прямо так уж его "разогрела", чтобы так убиваться. Особенно странная идея "Икс" относительно заяатия наследника прямо перед очевидной смертью - Петр не мог не понимать. что судьба этого младенца будет более чем печальна - кто бы позволил ему вырасти и сесть на престол, сам отец ведь уже не сможет ему ничем помочь... Короче - вопросы, вопросы, а фильм было смотреть интересно.
Здесь же, на сайте, меня немного удивило рвение одного из рецензентов в плане доказывания никчемности поэмы "Отец и сын" - если человеку что-то не нравится, зачем же так надрываться-то... Силы тратить, ну не нравится, пожалуйста, не читай. А разве можно кому-то доказать, что торт с кремом - гадость и дрянь, а пироги с капустой - единственно стоящая вещь тому, кто любит именно торт с кремом... Можно найти кучу недостатков в любом произведении, и про Белинского здесь упомянуто верно - грешил классик предвзятостью и "дружественностью" своих "критических обзоров" - можно научно обосновать абсолютно любой тезис и любое мнение.
А мне, кстати, "Петр и Алексей" Смолякова тоже нравится, просто "Отец и сын" ярче немного и динамичнее.

21  
Аминь.

20  
Yanda, помнится, это вы тут куксились по поводу примеров, произведений, которых не предложила взамен и по поводу конкретных недостатков стиля которые я не указала. Я пошла вам навстречу, а вы опять-таки перешли на личности) Можно , конечно, придраться к мелочности, но вот одна неудачная мелочь может изгадить всё произведение. У Воробьёвой же такая мелочь не одна) И сама Воробьёва далеко не Толстой.
Субъективность критика? Вполне возможно. Все мы критики и все мы субъективны.Это не только литературы касается).Но, если вспомнить того же Белинского, что, хваля или ругая автора, он доходчиво и подробно объяснял за что и с каких позиций.Я, возможно, и не Белинский, но сою позицию объяснила

1-10 11-20 21-29
Имя *:
Email *:
Код *: